пятница, 25 июня 2021 г.

Природный парк «Ая» - новые открытия юных исследователей

Алтайский район известен в крае свои туристическим потенциалом и красивой природой. Именно поэтому здесь созданы особо охраняемые природные территории – два региональных природных парка «Предгорье Алтая» и «Ая», а также несколько памятников природы, ограничивающих хозяйственную деятельность. Это позволяет с одной стороны развивать рекреацию, с другой – сохранять хрупкие природные экосистемы в их естественном состоянии.

В рамках сотрудничества специалист КГБУ «Алтайприрода» Иляхин Юрий Николаевич предложил нам (участникам эколого-краеведческого кружка «Я – исследователь» из с. Алтайское) познакомиться поближе с его «вотчиной». Природный парк «Ая» – это не только всем известное озеро, с одноименным названием, но и прилегающая территория, на которой можно встретить редкие растения и животных. Участники кружка, не смотря на свой юный возраст, уже достаточно хорошо знают «краснокнижные» виды и могут внести посильную помощь в расширении списка «редкостей» природного парка. А детская непосредственность, любознательность и миллион «почему» могут стать отправной точкой для новых открытий.

В назначенный час мы встретились с сотрудником заповедной территории и отправились в захватывающее, увлекательное путешествие. Что же мы увидели? Об этом участники экспедиции расскажут сами:

Иванищев Денис: «Сегодня мне посчастливилось побывать в природном парке «Ая». Первым делом мы пошли, а точнее поплыли изучать кувшинки. Для меня это было впервые. Определили вид – кувшинка четырехугольная.



Во время экскурсии мы наблюдали 4 змеи. Скорее всего это были щитомордники. Наблюдали башмачки крупноцветковые, красоднев желтый или лилейник, занесенные в Красную книгу Алтайского края. 


Слышали дрозда черного но, к сожалению так и не увидели саму птицу.  День был просто замечательный, он подарил много положительных эмоций и хорошее настроение. Я уверен, этот день запомнится мне надолго!»

Струков Михаил: «Кувшинки на болоте «Пучина», меня не очень впечатлили, но зато очень обрадовали мальки щук, так как я их раньше никогда не видел. Увидев красоднев жёлтый, я подумал, что он должен быть «краснокнижным» (хотя не знал этого). И, да! Действительно, сравнивая увиденного представителя с фотографией в определителе редких растений и животных Алтайского края, я в этом убедился. Когда мы нашли башмачки крупноцветковые, то я немного расстроился, так как мечтаю встретить башмачки известняковые или настоящие, которые пока «прячутся» от нас.


Поразила меня бабочка махаон, я думал, что она гораздо крупнее.  На крутых склонах хребта, обрывающихся к реке Катунь, Юрий Николаевич показал нам ревень алтайский, он мне показался очень похож на домашний.  Время пролетело незаметно – пора возвращаться домой. И как не обрадоваться после долгих хождений по жаре прекрасному пляжу с теплым песком и прохладной воде Катуни?!.»


Посысаева Дарья: «Первое и, наверняка, самое яркое событие – это катание на лодке и изучение кувшинок. Я первый раз видела их, но эмоции, полученные от наблюдения за ними и определения видов, запомнятся мне надолго!


Меня обрадовало то, что, поднявшись чуть выше, чем была совершена остановка для наблюдения и подсчёта ковыля перистого, красоднева желтого и стеллеропсиса алтайского (название которого было до последнего трудно запомнить), нами была обнаружена популяция башмачка крупноцветкового.


Когда мы стали собираться ехать к Катуни, чтобы перекусить, услышали чёрного дрозда. Он откликался на запись голоса из телефона. До этого момента чёрного дрозда мы наблюдали только в зимний период. Честно, если было бы больше времени, выманили бы его на голос сородичей и непременно подтвердили факт его присутствия фотографией, но решили не заставлять других участников экспедиции нас ждать.

Закончили поход пикником на берегу красавицы Катуни. Из-за того, что было очень-очень жарко, решили освежиться и побродить в воде, а некоторые участники рискнули даже искупаться.


Приятная прохлада освежила нас, и мы продолжили интересную беседу, обсуждая увиденные находки и планируя маршруты на будущее. Этот день мне очень понравился своим разнообразием и такой чудесной компанией, я бы с радостью ещё приняла участие в подобных сборах!»

Ветровы Светлана Анатольевна и Софья: «17 июня мы вместе с другими участниками кружка «Я –исследователь» отправились в природный парк «Ая», куда нас пригласил Юрий Николаевич.  Погода была чудесная. Добравшись до пруда Пучина вблизи посёлка Катунь, наблюдали там четырехугольные кувшинки.


Плавая на лодке по пруду, смогли детально рассмотреть растение: его лист, цветок и стебель. После все отправились на смотровую площадку, которая находится рядом с «Чертовым пальцем».


По дороге нам встретились парочка змей, а также стеллеропсис алтайский – «краснокнижное» растение. Птиц, к сожалению, было мало... Удалось сфотографировать лишь пустельгу обыкновенную, серую славку, пухляка и крякву с выводком.

В завершение нашего путешествия мы остановились на берегу Катуни, где дружно и вкусно покушали! Хотелось бы поблагодарить Юрия Николаевича Иляхина и Ирину Николаевну Кудинову за такую увлекательную и познавательную поездку!!!»

Подводя итог мероприятия можно отметить, что получили заряд положительных эмоций 9 человек; из них 5 участников эколого-краеведческого кружка «Я – исследователь»; 1 папа участников кружка; 1 мама участников кружка; 1 руководитель кружка; 1 специалист КГБУ «Алтайприрода».



Самый юный участник экспедиции – Струков Ярослав (8 лет).

Количество встреченных видов редких растений – 7 (кувшинка четырехугольная, ковыль перистый, красоднев желтый, башмачок крупноцветковый, ревень алтайский, кандык сибирский + новый вид в список «краснокнижников» природного парка – стеллеропсис алтайский).

Надеемся, что наше знакомство с природным парком «Ая» только начинается. Продолжение следует…

Кудинова Ирина Николаевна,

руководитель эколого-краеведческого кружка «Я – исследователь»

Комментариев нет:

Отправить комментарий