пятница, 25 июня 2021 г.

Любить и беречь родную природу – значит, быть человеком

Кто в заказнике живет?

В Троицкой школе №1 прошел необычный урок. На встречу с юными экологами – участниками краевой программы «Усынови заказник» приехал егерь Соколовского заказника Владимир Алексеевич Тонышев.

Знакомство было коротким, так как о себе егерь рассказал совсем немного. Родился и вырос в селе Боровлянка, где живет и сейчас. После школы поступил в Алтайский государственный профессионально-педагогический колледж. Армейскую службу проходил в морских частях пограничных войск. Работает егерем с конца 80-х. А дальше разговор пошел о заказниках. 

Владимир Алексеевич пояснил, что заказники – это особо охраняемые территории. В Троицком районе целых два заказника – Большереченский и Обской, в последнем он и работал довольно долгое время. А егерем Соколовского заказника, который находится на территории Быстроистокского и Зонального районов, стал не так давно. Из рассказа егеря ребята узнали, что этот заказник образован с целью создания благоприятных условий для сохранения Верхнеобского лесного массива и лесных озер, сохранения популяций животных Приобского бора, в том числе бобра, а также занесенных в Красную книгу России черного аиста и орлана-белохвоста. Еще одно из назначений любого заказника - поддержание экологического баланса региона и благоприятной окружающей среды для человека, охрана мест обитания редких видов животных и растений.

Общая площадь Соколовского заказника составляет более 40 тыс. гектаров. Основные представители здешней фауны - лось, кабан, косуля, волк, выдра, норка, белка-телеутка, ондатра, бобр, заяц-беляк, барсук, тетерев, глухарь и другие представители животного мира. На территории заказника обитает более 100 видов птиц, в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, такие, например, как большой подорлик, дупель, филин, малая выпь и другие.

В Красную книгу Алтайского края занесены шесть видов растений, три из которых (ятрышник шлемоносный, кальдезия белозоролистная и гнездоцветка клобучковая) включены также в Красную книгу России.

В заказнике запрещены не только все виды охоты и рыбалки (кроме ловли рыбы на удочку), но и нахождение на заповедной территории с оружием и капканами. Запрещены также: разработка земли, рубка леса, устройство дамб и плотин, заготовка в промышленных масштабах лекарственных трав, выкашивание травы в мае – июне (во избежание гибели молодняка птиц) и другие действия, наносящие ущерб природе. Проезд на механических транспортных средствах разрешен только на предназначенных для этой цели дорогах. Одним словом, в заказнике существуют определенные правила поведения, нарушение которых карается законом.

 

«Идет охота на волков!..»

Бывают случаи, когда егерю просто необходимо вмешиваться в естественный ход событий. Именно с такой ситуацией Владимиру Алексеевичу пришлось столкнуться в конце 80-х – начале 90-х, когда в окрестностях Боровлянки расплодились волки. Они бродили стаями по 7-12 хищников. По самым скромным подсчетам, стая волков из пяти особей за неделю уничтожает трех лосей. Волки заходили в село, истребляя домашний скот. Отстрелом волков егерь занимался вместе с нынешним главой администрации Боровлянского сельсовета Владимиром Егоровичем Фоминым, который впоследствии поделился со мной подробностями этой охоты. А начал он свой рассказ с того, что мы привыкли видеть в кино загонную охоту на волков, когда их берут «в осаду» с помощью флажков и обычной веревки. Оказывается, наших волков на этом уже не проведешь, они «поумнели» и спокойно перепрыгивают через флажки и убегают. Потому охотиться на них лучше не толпой, а вдвоем или в одиночку, и не на снегоходах, а на лыжах - «с подхода», и красться за зверем по следу, выслеживая его. Волк – очень умный зверь, поэтому обмануть его трудно. Однажды Владимир Егорович сам чуть не стал жертвой волчьей стаи. Произошло это километрах в 20 от Боровлянки.

-У волков такой закон, - рассказал он, - волчица начинает охоту, волк заходит сзади, а вся стая стоит в ожидании своей очереди. Эта тактика рассчитана на то, что жертва побежит, и тогда в схватку вступят остальные. Если бы они нападали одновременно, то меня бы съели…

На деле же все вышло так: человек выстрелил в волчицу, когда она была буквально в трех шагах от него, но раненый зверь не остановился в своем прыжке, и пришлось выстрелить снова.

-Мы с ней встретились взглядом, - вспоминает Владимир Егорович. – Даже раненая, она шла до конца, пока не упала.

Ни выстрелы, ни смерть волчицы не заставили других волков отступить. Сзади на Фомина уже несся матерый волк килограмм на 70 весом. Еще один выстрел в упор, но даже когда он упал замертво, остальные волки не сдвинулись с места. И лишь когда Фомин выстрелил по одному из них, стая, наконец, отступила. Казалось бы, после таких случаев, об охоте можно забыть. Но у Владимира Егоровича все было с точностью до наоборот:

-После охоты на волков я перестал охотиться на зайчиков и птичек, потому что это – настоящая мужская охота. Волк очень хитрый зверь, с ним надо побороться. Только профессионал может взять волка с подхода. Есть еще один способ истребления волков – разорить волчье логово. Но мне этот способ не по душе, рука не понимается убивать маленьких волчат. Хотя даже маленький волчонок – это уже волк, он никогда не подчинится человеку, никогда не заскулит. Несколько раз мы находили волчье логово, но не убивали волчат, а старались передать их в какой-нибудь зоопарк. Теперь же я в основном, охочусь с видеокамерой… Сейчас нет волков, истребили всех, когда их постоянно преследуешь, они уходят. Они очень умные звери и хорошо знают человеческие повадки. Без волков природа не может существовать. Они санитары леса, потому что в первую очередь истребляют слабых и больных животных, изолируя от них здоровых и предотвращая, таким образом, эпидемию. Самый страшный зверь – это человек…

Произнося эти слова, Владимир Егорович имел в виду тех «любителей» охоты, которые думают только о наживе. Они стреляют во все, что шевелится, даже беременную лосиху не пощадят. А охота должна быть в разумных пределах. Сам он никогда не станет стрелять самку глухаря ни весной, ни летом, ни зимой, и считает, что, даже охотясь по лицензии, нельзя трогать лосиху, особенно, если она с телятами:

-Брать от природы в разумных пределах - это значит, быть человеком, - рассуждает Владимир Егорович, Ведь у нас привилегий гораздо больше, чем у любой дичи. Когда я начинал охотиться, у меня было гладкоствольное ружье, которое стреляло на 30-40 метров, поэтому надо было в прямом смысле, добыть дичь, суметь к ней подкрасться. А сейчас стреляют и на 300 метров, и на 500, да еще и с оптикой. У дичи просто нет шанса выжить, она даже выстрела не слышит на таком расстоянии. По идее нарезное оружие надо запретить на охоте. А тут еще вертолеты, снегоходы…Косуль я вообще не могу стрелять. Вы их видели вблизи, какие у них глаза?.. А их на снегоходах догоняют и просто дубинками забивают по 10-15 штук. У меня кабаны ели с руки, лоси подходили к машине так близко, что можно было погладить. Животные быстро привыкают к тому, кто не желает им зла. А когда чуют, что их хотят убить, убегают.

 

Профессия с риском для жизни

-Как часто вы ловите браконьеров, - это был самый первый вопрос, заданный егерю одним из учеников.

-Часто, - сказал Владимир Алексеевич, - уже в этом году совместно с сотрудниками полиции, задержали троих за незаконный отстрел лосей.

Его глаза погрустнели, когда он в связи с этим, упомянул о страшной трагедии, произошедшей много лет назад, но врезавшейся в память на всю жизнь. Ведь ему тогда лично пришлось участвовать в поиске погибших товарищей и доставлять их тела с места трагедии

Напомню, что 20 февраля 1995 года в Троицком районе от пуль браконьеров погибли при исполнении служебного долга два егеря – Сергей Воробьев и Николай Никитин, посмертно награжденные орденами «За личное мужество». Сергей Воробьев был известным в нашем районе спортсменом. В память о нем администрация района учредила специальный приз его имени в лыжных соревнованиях.

-Очень честный был, бесстрашный, потому, наверное, и пострадал, - вспоминал школьный товарищ Воробьева Сергей Хоменко. – Как егерь, он браконьерам спуску не давал, капканы снимал, штрафами наказывал. Начали они с угроз, а закончилось все трагически…

Никитин и Воробьев отвечали за соседние участки – Заводской и Гордеевский. У них был общий снегоход «Буран», избушка в лесу, и проверяли свои угодья они вместе. В тот день, подъехав к избушке, увидели, что браконьеры ее подожгли, и по следам отправились за ними. Один из убегавших на ходу выстрелил в Николая, который был за рулем и умер на месте. Сергей ехал сзади на лыжах, его сначала ранили в руку, он упал и стал отстреливаться из карабина. Но браконьеры окружили его и добили.

Сам Владимир Алексеевич об опасности своей работы совсем ничего не сказал, но позже свое мнение на эту тему высказал Владимир Егорович:

-Сложная это работа, незаметная, но очень рискованная. Трусливые тут работать не могут. Приходиться лицом к лицу встречаться с вооруженными людьми. Про Тонышева можно с уверенностью сказать: человек на своем месте. Если следы браконьерства появились в лесу, от него ни один браконьер не улизнет. Он родился и вырос в нашем селе. С малолетства любил лес. Какие качества нужны, чтобы стать настоящим егерем?.. Смелость. И, конечно, любовь к природе.

Один егерь на 40 тыс. гектаров леса! А дел у него непочатый край. Оказание помощи диким животным – одна из важнейших задач. Владимир Алексеевич привел пример, как лет пять назад он подобрал на территории своего заказника розового фламинго. Благодаря ему, птица была спасена и передана в руки специалистов. Прошлой зимой Владимир Егорович и Владимир Алексеевич два месяца подкармливали косулю, попавшую в снежную ловушку. Из-за глубокого снега она не смогла далеко уйти и жила под поваленным деревом до самой весны. К спасителям своим она быстро привыкла и с удовольствием лакомилась привезенными угощениями – зерноотходами, сеном и березовыми вениками, заготовленными для бани.

Одна из важнейших задач - проведение в заказнике ветеринарно-профилактических мероприятий (выборочно проверяются все представители местной фауны – от полевки до лося). А еще есть целый ряд биотехнических мероприятий, таких как заготовка и установка солонцов для зайцев и копытных животных, создание галечников для глухаря, а еще – организация зимних подкормочных площадок для животных, развешивание кормушек и домиков для птиц. И здесь на помощь егерю могут прийти школьники, тем более что ему вверено и еще одно большое и важное дело – экологическое воспитание и просвещение население. Поэтому к встрече со школьниками Владимир Алексеевич подготовился основательно. И даже подарил юным экологам специальную карту.

После окончания познавательного мероприятия его организатор - учитель географии Елена Ивановна Калашникова и егерь Соколовского заказника обсудили программу совместных действий на 2021 год, направленных на то, чтобы ребята смогли расширить свои знания о заказнике и принять реальное участие в деле охраны природы родного края. Владимир Алексеевич пообещал провести для них ряд экскурсий, научить изготавливать домики для различных видов птиц, показать гнездо черного аиста и даже познакомить с семейством диких кабанов. Каждый день они доверчиво приходят к кормушке, сооруженной человеком, в котором давно уже перестали видеть врага.

 

Светлана КУДИНОВА,

корреспондент районной газеты «На земле троицкой».

Фото автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий