О проекте

УСЫНОВИ ЗАКАЗНИК: Алтайский край

Алтайский край – это уникальное место на карте нашей страны, где есть почти все природные зоны России, за исключением только тундры и субтропиков. Ландшафты этого региона очень разнообразны и неповторимы по красоте: черневая тайга, вечнозеленые полосы сосновых ленточных боров, предгорные степи, солёные и пресные озера, солончаки и горные вершины. Для сохранения этого богатства, организована сеть особо охраняемых природных территорий. Она включает 37 региональных заказников, 59 памятников природы, природный парк и заповедник.
К сожалению, в силу отсутствия бюджетных средств и полномочий государственных органов, далеко не все эти территории обеспечены надлежащей охраной. Как следствие, они остаются не защищенными от всё нарастающего разрушительного влияния хозяйственной деятельности человека.
При этом стоит отметить, что некоторые проблемы вполне по силам решать школьным экологическим группам на местах. Зачастую, это именно так и происходит: ребята проявляют большой интерес к дикой природе и стараются делать всё возможное для её сохранения. Они создают пришкольные лесные питомники, проводят посадочные лагеря, экологические мероприятия, участвуют в уборке мусора. Но, к сожалению, эта работа обычно носит спонтанный характер, так как руководители детских объединений, как правило, не имеют большого опыта в природоохранной деятельности и возможности обмениваться уже полученными навыками.


С 2006 года Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество» успешно реализует в крае проект «Усынови заказник». Направлен он на планомерную работу со школьными экологическими группами, а его основной целью является оказание практической помощи ценным и особо охраняемым природным территориям. В рамках данного проекта школьники устанавливают шефство над близлежащим заказником, памятником природы или территорией с высоким биологическим разнообразием.
Чтобы мотивировать школьные экологические группы на активную плодотворную деятельность по сохранению дикой природы и иметь возможность поощрять тех, кто прилагает особое рвение и старание, был выбран вариант проведения сезонных конкурсов. Почему именно конкурсы? Потому что это отличный инструмент стимулирования, как самих школьников, так и учителей. Одних они привлекают возможностью побороться за призы и подарки, занимаясь тем, что интересно и нравится; для других – это прекрасный шанс проявить себя, а кто-то воспринимает участие в конкурсах как развлекательное занятие, позволяющее с пользой для природы провести свой досуг. Облегчается и в целом работа для педагога, который, имея благие намерения в деле сохранения природы, не всегда обладает достаточными знаниями, как сделать это правильно. В данном случае, пользуясь готовым положением конкурса, прописанными в нем заданиями и приложениями со ссылками на методические материалы, учитель четко представляет весь фронт работ, которые можно сделать с пользой для живой природы в данный сезон года.
В качестве награды Геблеровское экологическое общество поощряет отличившиеся группы специальной литературой – определителями животных и растений, Красной книгой Алтайского края, методическими пособиями, справочниками, а также оборудованием – биноклями, цифровыми фотоаппаратами, GPS-навигаторами. Призы подбираются не случайно. Их применение на практике позволяет ребятам в дальнейшем продолжать изучение и охрану природы на подшефных территориях, улучшая результаты своей работы.
Нужно отметить, что каждый из конкурсов непременно включает в себя три составляющие: исследования, практическую часть и экологическое просвещение.


В рамках исследовательского направления работа ребят отличается в зависимости от сезона года. Зима – время подкормки зимующих птиц и наблюдения за ними на кормушках, ведение «Птичьих дневников», составление следопытского каталога и изучение животных по следам. Снежный покров будто специально для этого предназначен! Летом увидеть оленя или зайца очень трудно, зимой же проследить жизнь зверя не составляет особого труда. Многие школьные группы помогают егерям заказников в проведении зимних маршрутных учетов, участвуют в троплении. Лето – это, конечно же, пора экспедиций! Ребята вместе с учителями проводят инвентаризацию «усыновленных» территорий, выявляют места обитания редких и исчезающих видов растений и животных, ценных природных объектов, таких как гнезда хищных птиц, старые дуплистые деревья, крупные муравейники, норные городища, составляют фотогербарии. Весной и осенью школьники проводят исследования причин и последствий пожаров на природных территориях, изучают заселяемость искусственных гнездовий.
Участвуя в конкурсах из года в год, натуралисты накапливают свою базу данных, регулярно пополняя ее новыми сведениями. Важно подчеркнуть, что именно регулярность проводимых исследований позволяет оценивать динамику изменения численности животных и растений, а значит, способствует повышению эффективности реализуемых природоохранных мероприятий.
Практическая составляющая представлена в каждом конкурсе по-разному и также зависит от сезона года. Зимой – это изготовление и размещение кормушек для птиц. Весной и осенью – изготовление и установка разнообразных искусственных гнездовий, предотвращение пожаров на природных территориях, выращивание саженцев редких местных пород деревьев и кустарников на пришкольных питомниках с последующей высадкой в дикую природу, помощь егерям в обустройстве галечников, солонцов. Лето – установка информационных и предупреждающих аншлагов на границах охраняемых территорий, огораживание муравейников, очистка родников, снятие брошенных на водоемах сетей.

Очень важно информировать местных жителей о состоянии окружающей среды и привлекать их к своей практической работе. Поддержка населения – залог успеха природоохранной работы! Именно поэтому непременной составляющей проекта «Усынови заказник» является экологическое просвещение. Его ребята в каждом конкурсе реализуют через районные газеты, регулярно рассказывая на их страницах о проводимой работе, о ценности природных территорий и важности их «здоровья» для всех жителей Алтайского края. Кроме того, школьники проводят встречи и круглые столы с участием представителей сельских администраций, депутатов, руководителей фермерских и крестьянских хозяйств. На этих мероприятиях они затрагивают такие вопросы, как неконтролируемые травяные палы, весенняя охота.
Важным звеном в работе школьных экологических групп является их сотрудничество с представителями власти. Многие тесно и плодотворно работают с сельскими депутатами, районными экологами, егерями заказников, часто работа идет с привлечением местных охотпользователей и лесопользователей. Всю ценную информацию о своих подшефных территориях школьные группы передают в соответствующие природоохранные учреждения для выделения особо защитных участков в заказниках, подготовки материалов при переиздании региональной Красной книги.
Каждый год летом для наиболее активных групп Геблеровское экологическое общество совместно со своими коллегами из Новосибирской области – Сибирским экологическим центром проводит межрегиональную летнюю Лесную школу (ЛЛШ).



Первая такая школа состоялась в 2006 году по инициативе МБОО «Сибэкоцентр» в Новосибирской области. Её цель была – собрать все коллективы, занимающиеся проблемами охраны лесной природы в одном месте и привлечь новичков. В дальнейшем участников движения стало настолько много, что принять участие в Лесной школе стало своего рода поощрением для самых активных ребят, занимающихся охраной родной природы. С 2007 года к новосибирским школьникам присоединились ребята из Алтайского края, работающие по проекту «Усынови заказник».
Менялись и образовательные цели ЛЛШ, так если изначально важно было познакомить ребят с различными экосистемами, дать необходимые навыки работы с населением, то в дальнейшем появилось направление практической природоохранной работы на подшефной территории. Неизменной, однако, осталась главная цель Лесной школы – вовлечение школьников и активных педагогов в работу по изучению и сохранению дикой природы Южной Сибири.

В течение недели участники ЛЛШ живут одной большой дружной семьей в палаточном городке. Программа мероприятий всегда очень насыщена. Для проведения занятий привлекаются специалисты из ведущих ВУЗов, научно-исследовательских институтов, сотрудники государственных природоохранных учреждений, опытные активисты-общественники.  Они не только в теории, но и, что самое главное, на практике делятся своими знаниями и умениями, проводят полевые экскурсии и занятия. Показывают и рассказывают юным природоохранникам и их педагогам, на что следует обращать особое внимание при изучении природы, как предотвратить негативные изменения, которые последнее время так часто возникают в окружающей среде по вине человека. В ходе этих встреч ребята и взрослые получают навыки, полезные для практической природоохранной работы, налаживают связи со специалистами для последующих консультаций.
Для учителей – руководителей экогрупп непременно проводится обучение фандрейзингу. Это имеет свои результаты: многие из алтайских школьных групп, установивших шефство над ценными природными территориями, берут инициативу по продолжению работы на себя: пишут заявки на участие в грантовых конкурсах и получают финансирование на реализацию собственных природоохранных проектов.
Сегодня на территории Алтайского края в рамках программы «Усынови заказник» установлено шефство над природными территориями и налажена научно-исследовательская и природоохранная работа 15 школьных групп в 11 районах, «усыновлены» 10 заказников и 5 памятников природы. С 2006 года школьными коллективами реализовано более 10 собственных проектов!
Конечно, для части ребят эта работа не проходит бесследно. Многие из школьников, участвовавших в проекте «Усынови заказник» в 2006 – 2009 гг. сейчас стали студентами биологических и географических факультетов, связав с охраной природы свою будущую специальность. Они продолжают работу по сохранению дикой природы, находясь теперь уже в студенческой среде, приходят в Геблеровское экологическое общество как добровольцы и приводят своих друзей, включаются в работу организации и предлагают собственные проекты.
Радует, что проект «Усынови заказник» в Алтайском крае успешно развивается: ширится его география и увеличивается количество участников. А это значит, что интерес молодого поколения к проблемам охраны природы не угасает. Стало быть, продолжение следует!
Людмила Нехорошева,
координатор проекта «Усынови заказник»,
АКОО «Геблеровское экологическое общество»

Комментариев нет:

Отправить комментарий