В середине июля в Третьяковском районе в рамках проекта «Практическая наука для школьников. Уровень – Университет», поддержанного Фондом президентских грантов, прошли «Дни науки» для местных школьников – активистов программы «Усынови заказник», Клуба друзей Тигирекского заповедника, юных экологов Староалейской школы № 1.
В гости к ребятам для проведения занятий по изучению флоры и
фауны окрестностей села Староалейское и заказника «Лифляндский» прибыли учёные
Института биологии и биотехнологии Алтайского государственного университета. Руководители
школьной организации «Эколого-краеведческое объединение «Глобус» – Ольга
Ивановна Меркулова и Виктор Александрович Майзенгельтер, а также государственный
инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных
территориях регионального значения Краевого государственного бюджетного
управления «Алтайприрода» – Андрей Анатольевич Лопатин стали главными
организаторами научных экспедиций и выездов на родной земле. Все участники за 2
дня совместной работы в одночасье стали «учёными».
В первый день работали в прибрежной зоне реки Алей на пойменном
участке. Группа юных исследователей была поделена по желанию на 3 группы. Первая
группа – «ботаники» – работала с Татьяной Михайловной Копытиной, сотрудником
Южно-Сибирского ботанического сада, кандидатом биологических наук, которая
учила ребят не только тому, как заложить гербарий, но и видовому разнообразию
цветковых растений-медоносов.
Вторая группа – «орнитологи» – отправилась на экскурсию с
Виктором Юрьевичем Петровым, доцентом кафедры зоологии и физиологии, кандидатом
биологических наук. Он учил школьников распознавать разные виды птиц, которые
живут в окрестностях Староалейского. С восторгом дети наблюдали и слушали
голоса пеночки, иволги, зимородка, чечевицы. Наблюдали как большая синица с
птенцами прилетели утолить жажду на реку Алей.
Однако самой многочисленной была третья группа – «энтомологи» – они изучали насекомых с Еленой Александровной Кучиной, старшим преподавателем кафедры зоологии и физиологии. Теперь мы точно знаем, что такое «морилка», энтомологический сачок и успешно освоили метод сбора насекомых, которым пользуются учёные – «метод кошения». Такого восторга у ребят давно не было: вынимать из сачка насекомых было очень увлекательно!
Всё больше попадались
кузнечики, саранча (кобылки) и бабочки. Мы научились делать конвертики для
временного хранения коллекционных экземпляров бабочек. У водоёма попалась стрекоза
с удивительным названием – красотка-девушка. А вот пойманных шмелей дети сразу выпускали,
так как их численность с каждым годом на нашей территории сокращается. Самыми
активными участниками оказались будущие первоклассники: Катя Солдатенко и Семён
Меркулов, а также второклассница Полина Андреева.
Второй день начался с утренней орнитологической экскурсии в
рощу. И снова восторг у юных натуралистов: учёные привезли с собой бинокли и детям
удалось детально рассмотреть всех встреченных птиц. После прогулки было решено
отправиться на нашу подшефную территорию – в Лифляндский заказник. Пасмурная
«не лётная» погода не позволила в этот день насладиться красотой бабочек, а вот
цветущие растения сопровождали участников экспедиции на всём пути следования по
заповедной территории. Вдоль ручья увидели бобровую хатку и дамбу – целый «бобровый
городок». Орнитологам посчастливилось увидеть 2 семьи журавлей красавок, занесённых
в красные Книги России и Алтайского края. Молодняк только пытается вставать «на
крыло», их полёт ещё не смелый, но родители всегда рядом, как могут поддерживают
и опекают своих малышей.
Очень яркой и запоминающейся для юных натуралистов стала
встреча с ещё одним «краснокнижником», обитающим в заказнике – чайкой
черноголовый хохотун. Не зря она получила такое название! Птицы очень громко кричали:
«Ха-ха-ха!..» – и это напомнило всем смех злого героя из мультсериалов.
На заключительной линейке «юные студенты» поблагодарили за научно-исследовательскую экспедицию учёных-биологов, которые на эти несколько дней стали им наставниками, обучили основным навыкам исследовательской работы на природе, помогли определиться с новыми темами исследовательских работ и проектов, а также дали задания по сбору гербария растений-медоносов и составлению фотоколлекции редких видов растений и животных Третьяковского района. Дети благодарны и своим родителям, которые решали транспортный вопрос, а также заботливо ожидали участников экспедиции после пеших маршрутов с горячим чаем и вкусными пирожками. Как любая хорошая экспедиция, «Дни науки» для третьяковских школьников закончились песнями под гитару в кругу людей, ставших друзьями.
Нужно сказать, что после отъезда учёных запал у юных
исследователей не пропал, и они приступили к оттачиванию полученных навыков. Участвуя
в исследовательском конкурсе программы «Усынови заказник» и Тигирекского
заповедника «Живая вода», смогли наблюдать «Великое переселение лягушат». Из
названия конкурса понятно, что главные объекты для исследования – водоёмы и их
обитатели. Туда мы и отправились: путь лежал на берег реки Алей и маленькое
пойменное озеро-старицу.
Сёстры Удалкины Настя и Ангелина, Блинов Иван, Свиридова
Дарина, Вакуленко Рита и фотограф Наумов Никита – ученики 5-7 классов с
морилками, сачками и фотоаппаратами в течение 4 часов прошагали более 6 километров,
пока достигли цели своего похода. По пути наблюдали насекомых (кузнечиков,
саранчу, бабочек) и рептилий, среди которых чаще всего попадались прыткие ящерицы.
На болоте, у озера ребята наблюдали взрослую остромордую лягушку и маленьких
лягушат.
После того, как посмотрели обитателей реки, повернули
обратно: домой. В роще недалеко от воды увидели лягушат, которые прыгали по
влажной колее проселочной дороги. Сначала заметили двух, чуть поодаль ещё двадцать,
дальше – больше! И тут поняли: это лягушата, завершив свой метаморфоз из
головастиков, мигрируют к месту постоянного жительства и зимовки! Это было похоже
на чудо: все малыши прыгали в одном направлении. Сначала школьники решили им
помочь, ведь врагов у лягушат много: вороны, сороки, ласки, колонки, которые
обитают в роще. Но потом дети поняли, что лягушата сами должны найти путь к
воде, они лучше всех знают где их дом. Надеемся, что все лягушата до него добрались!
Сегодня весь мир, мы – взрослые, волнуемся из-за угрозы
пандемии. Вероятно, не напрасно. А дети живут своей жизнью. Путешествия
приносят чувство счастья и удовлетворения, позволяют лучше познать себя, свои
умения, навыки и потребности, а также развивают кругозор и широту взглядов. После
своего окончания, путешествия наполняют нас чувством удовлетворенности и
впечатлениями на долгое время.!
О.И. Меркулова,
руководитель ЭКО «Глобус»,
учитель географии
МКОУ «Староалейская СОШ №1»
Комментариев нет:
Отправить комментарий